«Очень многие дети мечтают вырасти независимыми и обеспеченными, хотят иметь крутую машину и собственный дом, быть директором и самостоятельно принимать решения. И лишь малая часть родителей может обеспечить детей достаточными финансовыми средствами, чтобы подобные мечты стали реальностью. Но в силах всех любящих родителей инвестировать в обучение дочерей и сыновей, так как это — инвестиции в их будущее. Не секрет, что целеустремленный, предприимчивый и энергичный человек, владеющий знаниями и опытом, занимает лидирующие позиции и руководящие должности.
В представлении большинства людей наличие собственного бизнеса неразрывно связано с обеспеченностью и независимостью. И пока родители раздумывают над вопросом: «Нужно ли моему ребенку знать, как устроен бизнес и будет ли это ему интересно?», дети демонстрируют завидную готовность изучать предмет, которого нет в их школьном расписании.
Этому есть объяснение: подростки в силу своих возрастных особенностей стремятся поскорее стать взрослыми, самостоятельными и независимыми как в своих решениях, так и в делах. Но пока они материально зависят от родителей, достичь цели не могут. Именно поэтому дети стремятся не просто получить на карманные расходы, а заработать свои собственные деньги.
Знания о том, откуда берутся деньги, как ими управлять, как материализовать свои идеи, подростки ценят очень высоко. Вот некоторые из ответов на вопрос «Для чего вам изучать бизнес?»: «Чтобы иметь управлять компанией и знать, для чего нужен бизнес, и как уметь зарабатывать деньги», «Чтобы научиться распределять деньги правильно в будущем, иметь хорошую работу, иметь деньги на мечты», «Чтобы иметь платформу для получения образования».
Учимся и взрослеем
Знакомство с основами бизнеса может быть полезно для подростка не только с точки зрения получения знаний или представлений о том, «как это работает». Эти занятия создают благоприятные условия для развития личностных качеств, а предпосылкой для этого служат возрастные особенности.
Изучая основы предпринимательства, ребенок получает системный взгляд на то, как работает компания, и какие направления деятельности поддерживают ее функционирование: маркетинг, бухгалтерия, управление персоналом, организация продаж, финансовое планирование. Он узнает о взаимосвязи между отделами, которые существуют в компании; получает представление о том, как его собственные решения отражаются на всех внутренних и внешних отношениях фирмы. Он учится тому, что любое решение должно быть взвешенным и обдуманным, и понимать те последствия, к которым оно приведет. Начинает ценить время и не тратит его на бесполезные действия и слова, учится концентрироваться на том, что делает в данный момент, чтобы не допустить ошибок и удержать лидерские позиции.
Психологи отмечают, что в подростковом возрасте активизируется способность к фантазированию, которая присуща ребенку в возрасте до 6-7 лет. Поэтому подростки не испытывают затруднений с бизнес-идеями, их много, и причем многие из них могут быть весьма рациональными. К тому же они не боятся рисковать и зачастую предлагают настолько нестандартные и неожиданные решения, что с легкостью могут завоевать рыночную нишу. Чего не хватает детям, так это умения оценить идею, насколько она жизнеспособна и прибыльна, а также знаний — как превратить ее в бизнес. Поэтому они очень быстро и осознанно воспринимают нужную им информацию, что в свою очередь помогает им усилить свою самостоятельность.
Приходя на занятия, дети образуют свой собственный социум, где связующим является интерес к общей теме – создание своего бизнеса. В этом новом для них обществе происходит выстраивание отношений и подтверждение уже имеющегося статуса. Бывают случаи, когда в школе ребенок является лидером, к его мнению прислушиваются и следуют его примеру, а на занятиях по бизнесу он сталкивается с такими же сильными и целеустремленными личностями. В таком случае подростку приходится конкурировать, и единственными методами борьбы являются способность воспринимать новые знания, смекалка и эрудированность.
Именно занятия по бизнесу помогают понять, какие качества нужно в себе вырабатывать: целеустремленность, эрудированность, умение анализировать, стремление к обучению, уверенность, оптимистичность, умение убеждать. Не всегда подросток может справиться с этим самостоятельно, и тогда ему требуется поддержка преподавателя и участие родителей. Приведу пример из практики: когда один из подростков при выполнении индивидуальных заданий понимал, что не успевает за кем-то из ребят и поэтому не будет первым, то он сразу же все бросал со словами: «я ничего не успеваю, у меня ничего не получается, делать ничего не буду!».
Как выяснилось, такой подход наблюдался не только на занятиях, но и в жизни, что очень мешало нашему герою. Для преодоления этого барьера понадобилась беседа с подростком и консультация психолога. Теперь он не опускает руки перед сложностями, у него исчез страх не быть первым, так называемый «синдром отличника». Ребенок понимает, что нельзя все всегда делать быстрее всех, и даже если ты отстаешь, важно сделать задание и получить опыт, но никогда не следует отступать перед кажущимися проблемами.
Лучший способ узнать — поиграть
Конфуций сказал «я слышу и забываю, я вижу и помню, я проживаю и понимаю». Проживая различные деловые ситуации в игровой форме, подростки начинают их понимать. Например, оказываясь на месте финансового директора, дети решают проблему поиска финансовых средств или расчитывают смету прибылей и убытков, а играя роль менеджера по подбору персонала, подростки составляют описание вакансии и определяют наиболее эффективные места размещения объявлений об открытой вакансии или учатся разрабатывать систему мотивации для работников разных уровней.
Проигрывая бизнес-ситуации, подростки получают возможность принять взрослые, обоснованные и продуманные решения. Для них это служит своего рода тренажером взрослой жизни, который обязательно поможет им в будущем стать более уверенными, а также избежать необдуманных решений и поступков.
Понять, какие полезные качества заложены в подростке, помогают индивидуальные задания и групповые игры, где дети должны обязательно столкнуться с необходимостью их проявления, чтобы успешно достичь цели. Формы заданий могут быть разными – решение деловых кейсов, поиск и составление карты, игра с мячом, работа с карточками, решение кроссвордов с пройденными терминами, прохождение лабиринтов с зашифрованными словами, решение задач на логику и смекалку.
В зависимости от типа задания, ребята могут отрабатывать различные навыки: анализ ситуации и принятие самостоятельных решений, отстаивание своей точки зрения, убеждение оппонентов, умение грамотно построить выступление, определять долгосрочные и среднесрочные цели, расставлять приоритеты при выполнении задач — все это поможет им не только когда они будут вести свой бизнес, а уже сейчас, при обучении в школе.
Усвоение новой информации идет легко и с удовольствием, если она преподносится в интерактивном взаимодействии. Например, чтобы рассказать детям, что такое пирамида потребностей Маслоу, им можно предложить собрать пазл с изображенной пирамидой, а потом составить свою пирамиду потребностей. Все новые слова и понятия нужно неоднократно повторять на последующих занятиях, чтобы подросток их легко запомнил.
Обучаясь таким образом, ребенок не заучивает, а понимает значение широкого перечня экономических терминов: маркетинг, чистая прибыль, постоянные и переменные затраты, пресс-релиз, маркетинговое исследование, спрос и предложение, PR, медиаплан, виды налогов, ЖЦТ, оргструктура. Узнает отличие прибыли от выручки, отличие товара от услуги, как мотивировать персонал, что такое сарафанное радио и имидж-герой, как расшифровать ООО и ОАО, и многое другое.
Бизнес-план на всю жизнь
Что в итоге получают подростки от занятий по бизнесу? Кроме уже перечисленных выше знаний и навыков, ребята столкнутся с таким понятием как бизнес-план, как его делать и как он поможет обеспечить стартовый и оборотный капитал. Они будут иметь представление о том, как выбрать идею для своего бизнеса, как можно ее реализовать, где взять деньги на развитие проекта, как оценить рентабельность бизнеса, как сформировать маркетинг-план и разработать рекламную кампанию, как установить цены на товары и какие методы неконкурентной борьбы можно использовать, чтобы выделиться на рынке. Освоят навыки делового этикета – основные принципы поведения, что допустимо и нет, какие фразы используются в деловых переговорах и переписке.
Также они узнают, как планировать свои доходы и расходы и управлять имеющимся капиталом наиболее эффективно. Хочется отметить, что этот блок обучения неизменно находит интерес и со стороны родителей. Например, одна мама посоветовала нам ознакомиться с книгой Б.Шефера «Пес по имени Мани», посвященную теме управления своими деньгами и ориентированную на подростков. В итоге, дети не только с нашего курса, но и других программ обучения прочитали эту книгу и узнали принцип «золотой курочки».
Ребята приобретают новых друзей, с которыми общаются и после окончания занятий. Усиление отдельных черт характера позволяют подростку завоевать и удержать лидерский статус среди ровесников и дают возможность блеснуть нетипичными знаниями в школе. Дети становятся более целеустремленными и полноценными, приобретают самостоятельность и уверенность в своих решениях.
Имея такой багаж знаний, ребенку будет проще определиться с выбором профессии. И за названиями популярных сегодня экономических специальностей, куда многие стремятся только благодаря веяниям моды, он сможет увидеть реальные перспективы для себя».
Автор: Евгения
Оставить комментарий
You must be logged in to post a comment.